Коробкин Александр Николаевич. Род. 18 апреля 1965 года, в Свердловске (ныне Екатеринбург). В 1991 году окончил «Уральский Электромеханический институт инженеров железнодорожного транспорта» (УЭМИИТ). Как писатель известен читателям своей книгой романтических рассказов «Истории знакомств», изданной в декабре 2010 года Екатеринбургским издательским домом «Ажур» и размещённой также в Интернете по адресу http://korob-1.narod.ru/Istorii_znakomstv.html Предлагаемые уважаемым читателям две научно-популярные статьи рассказывают о некоторых интересных фактах развития культуры СССР периода 60-70-х годов XX века, а также об инфляции как явлении в экономической жизни разных стран и России в частности. Рассказ «История Гранатового Перстня» уводит читателя в мир книг, таинственных талисманов и путешествий. Изображения взяты из открытых источников. Все права на изображения принадлежат их авторам.
Чингисхан, Карл Великий и первый
русский академик Меньшиков –
они не умели писать на бумаге,
но бегло писали на "досках Судьбы"...
Сергей Федин
.
1. ЛИТЕРАТУРА
В русской советской литературе военных и послевоенных четырёх десятилетий XX века нам предоставляется возможность выделить два периода:
- первый – литература военных лет и послевоенного возрождения (40 - 50-е годы)
- второй – литература развитого социализма (60 – 70-е годы).
Переход к этапу развитого социализма в СССР историки относят к концу 50-х годов, не связывая его с одной конкретной датой.
Развитой социализм не мог сложиться в течение одного только года. С вступлением социализма в стадию зрелости стало очевидным, что уже сложилась и предстала перед взором человечества во всём своём величии новая цивилизация, а отсюда и новая культура, в корне отличающаяся от основанной на эксплуатации миллионов людей труда капиталистической цивилизации.
В 60 – 70-е годы были созданы новые условия для развития литературы и искусства. Глубокие изменения в социальной структуре советского общества, рост его культуры, сознательности, инициативы открывали новые перспективы проявления принципов народности и партийности, требовали нового подхода к решению проблемы современного героя и ряда других проблем.
На этапе развитого социализма стало особенно ясно, что ни один художественный метод не открывал перед художником таких возможностей, какие предоставлял метод так называемого социалистического реализма.
В период развитого социализма продолжали свою работу в области литературы классики социалистического реализма. Это: Константин Федин, Михаил Шолохов, Александр Твардовский, Александр Фадеев, Леонид Леонов. Наряду с ними работало новое поколение писателей, таких как: В. Белов, В. Можаев, Г. Троепольский, В. Астафьев,
В. Шукшин, В. Распутин, Виль Липатов, А. Чаковский, Ч. Айтматов и мн. другие.
В произведениях этих писателей общественные и нравственные противоречия чаще всего выражались в формах повседневного, привычного человеческого существования.
В литературоведении уже высказывался взгляд на период 60 – 70-х годов как на наиболее близкий к классическому реализму по сравнению с литературой первых послереволюционных лет. Этот вывод основывается на характере философских и нравственных исканий таких писателей, как Василий Шукшин.
Талант В.М. Шукшина всё более меряется меркой Лескова, Чехова, Бунина. Его герои бьются над проблемами, которые приковывали внимание крупнейших писателей прошлого: в чём смысл жизни, «что с нами происходит», в чём тайна мира, красоты, движения, «зачем всё?» Духовная напряжённость его рассказов связана с попытками героев объяснить мир и себя, понять связь, «докопаться до дна».
Как писатель Шукшин пробовал свои силы в жанрах романа («Любавины», «Я пришёл дать вам волю»), повести («Там вдали», «Калина красная», «До третьих петухов»), драмы («Энергичные люди»), рассказа.
Главные герои большинства рассказов Шукшина – деревенские люди: трактористы, шофёры, счетоводы, бригадиры, словом – сеятели и хранители земли. Как правило, герои В. Шукшина – люди любознательные, часто – «с чудинкой», но в мыслях и чувствах непосредственны, порой простодушны, до трогательности обаятельны.
В своих рассказах Шукшин высмеивал человеческие пороки, умел показать, где добро, а где зло.
В рассказе «Охота жить» зло и добро показаны в прямой схватке. Старый охотник Никитич, человек беспредельной доброты, открытая душа, приютил уголовника, фактически спас ему жизнь, - и получил от него пулю в спину. Бескомпромиссно отрицательное отношение Шукшина к злу, в данном случае выполненному в образе уголовника. Тем важнее подчеркнуть, что писатель впоследствии не раз обращался в своих произведениях к людям, по тем или иным причинам отбывавшим тюремное заключение.
Проблема счастья человека, остро волновавшая В. Шукшина, осталась неразрешённой им до конца, но решалась она в пользу нашей жизни всё с большим успехом.
Литература 60 – 70-х годов, исследуя сложные пути развития нравственного сознания личности, исходила из социальной практики. Не только разум, не только знания, но и сила нравственного излучения личности приобретали особую цену.
Обращаясь к широкому изображению действительности, к анализу особенностей того этапа жизни, писатели снова и по-новому ставили проблемы организации и управления производством, отношений руководителя и коллектива, творческого роста личности.
Воссоздав атмосферу рабочих будней в романе «И это всё о нём», писатель Виль Липатов в конфликте Евгения Столетова с мастером Гасиловым показал борьбу созидателя с потребителем. Герой Липатова борется с такими пороками общества как мещанство, очковтирательство.
Перечисленные проблемы волновали не только В. Шукшина и В. Липатова, а так же таких писателей, как В. Попов, М. Колесников, О. Куваев, поэта Е. Евтушенко.
Но не только о современной им действительности повествовали писатели 60 – 70-х годов. Некоторые обращались и к военной теме, к героическому прошлому нашего народа. Теме Великой отечественной войны было посвящено много книг.
Одна из них – «Блокада» А. Чаковского. Необычайный драматизм событийной стороны с несравнимой ни с чем битвой за Ленинград, - вот чем взяла «Блокада» в плен миллионы читателей. В романе показана героическая жизнь советского народа в дни вражеской блокады. Показан стратегический поединок между генералом Жуковым и фашистским фельдмаршалом фон Леебом. Победителем стал советский генерал, а в целом, конечно же, героические защитники города.
К военной теме обращались так же писатели В. Быков («Альпийская баллада», «Сотников»), М. Шолохов («Они сражались за родину», «Судьба человека»), К. Симонов («Живые и мёртвые», «Солдатами не рождаются»), Ю. Семёнов («17 мгновений весны»), Ю. Бондарев («Горячий снег»), поэт Р. Рождественский («Реквием»).
2. АРХИТЕКТУРА
В 60-е годы XX века в связи с ростом промышленности и городов перед архитектурой вставали новые и новые задачи.
Всесоюзное совещание архитекторов и строителей в декабре 1954 года, постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве» в 1955 году и Всесоюзное совещание по градостроительству в 1960 году определили дальнейшие пути совершенствования планировки и застройки населённых мест, способствовали широкому развитию индустриализации строительства, внедрению в него достижений науки и техники.
Наступил новый этап развития советского градостроительства.
Бурное развитие производительных сил страны, особенно в Сибири, на Дальнем Востоке и в Средней Азии, вызвало строительство новых городов. Ежегодно на географической карте страны появлялось около 20 городов и посёлков городского типа. Были построены и быстро развивались города: Братск, Новосибирский Академгородок, Тольятти, Навои, Шевченко, Набережные Челны, Нижневартовск, Надым, Зеленоград, Усть-Илимск, Амурск, Тында, Червоноград, Днепрорудный и многие другие.
В новых и заново отстроенных городах воздвигались памятники и мемориалы.
15 октября 1967 года состоялось торжественное открытие памятника-ансамбля на Мамаевом Кургане в Волгограде в честь советских героев победоносной Сталинградской битвы. Авторами этого мемориала являются архитектор Белопольский и Скульптор Вутетич. Ансамбль венчает 52-х метровая фигура женщины с поднятым мечом. Это олицетворение Родины-матери, которая зовёт своих сынов на разгром врага. В Зале воинской славы зажжён вечный огонь.
В дотла сожжённой фашистами деревне Хатыни были установлены памятники жителям деревни. Авторами памятников являются архитекторы Ю. Градов, В. Занкович, Л. Левин, скульптор
С. Селиханов.
На всю страну известен памятник Матери, проводившей на фронт пятерых сыновей. Авторы памятника архитектор А. Трофимчук и скульптор А. Заспицкий.
Ещё много можно называть памятников и их авторов. Все они заставляют нас помнить о героическом прошлом и настоящем нашего народа.
Исторический XXII съезд КПСС проходил в новом величественном здании Московского Кремля – Кремлёвском Дворце Съездов. Разработка проекта Кремлёвского Дворца Съездов – большое творческое достижение авторского коллектива проектировщиков, возглавляемого членом-корреспондентом Академии строительства и архитектуры СССР М.В. Посохиным. В составе авторского коллектива были архитекторы А.А. Мндоянц, Е.Н. Стамо и ещё целый ряд архитекторов и инженеров.
Кремлёвский Дворец Съездов построен в короткие сроки – менее чем за полтора года. Объём здания составляет около 400 тысяч кубических метров. 17 октября 1961 года здание было открыто. Его фасад облицован белым уральским мрамором и золотистым анодированным алюминием. Над главным входом был расположен золочёный герб СССР, который ныне заменён на герб Российской Федерации. Во внутренней отделке использован красный карбахтинский гранит, мрамор коелга и узорчатый бакинский туф, различные породы дерева.
Новое здание, обогатившее кремлёвский ансамбль, построено для народа. Оно стало местом проведения общественно-политических мероприятий и культурного отдыха людей. Внутри здания были запущены установки по озонированию воздуха, смонтированы устройства - переводчики с 29-ти иностранных языков.
Значительное произведение советской архитектуры, созданное молодыми зодчими, - московский Дворец пионеров и школьников имени 40-летия Всесоюзной пионерской организации – представляет собой необычный по своему составу архитектурный комплекс, предназначенный для внешкольного воспитания детей, для всестороннего развития их способностей в самых различных областях науки, техники, искусства и спорта.
Проект Дворца пионеров создан (на основе конкурса, проходившего в Москве весной 1958 года) бригадой архитекторов и инженеров Моспроекта. Авторы проекта архитекторы: В. Егерев, В. Кубасов, Ф. Новиков в соавторстве с большой группой архитекторов и инженеров.
Дворец пионеров расположен в юго-западном районе столицы, на Ленинских горах. Его территория (общей площадью 56 га) отличается редким сочетанием благоприятных градостроительных качеств. Ярко выраженный рельеф, разнообразие растительности, близость Москвы-реки и парка Ленинских гор – всё это придаёт участку загородный характер, несмотря на то, что он находится в системе городской застройки. Обладая богатыми природными данными, площадка имеет вместе с тем развитые инженерные коммуникации и удобные транспортные связи.
Открывая новые возможности для развития общественных форм воспитания детей, Дворец пионеров представляет собой значительное явление в советской архитектурно-строительной практике.
В моём родном городе Свердловске (ныне Екатеринбург) за период 60 – 70-х годов было построено множество архитектурных сооружений. С развитием архитектуры, от архитекторов требовалась новая планировка жилых домов, комплексов. В городах страны повысилась этажность жилых домов. В частности, в Свердловске пятиэтажных домов стали строить всё меньше. Строились 12-ти и 9-ти этажные дома. Было построено много общественных зданий. Почти в одно время были сданы в эксплуатацию: здание Дома Политпросвещения по улице «8-е Марта» (ныне театр Эстрады), архитектор Лопаткин, кинотеатр «Космос» и Дворец Молодёжи, архитектор Г.И. Белянкин - заслуженный архитектор РСФСР, главный архитектор города, народный архитектор СССР.
К 64-й годовщине Октябрьской Революции, 6 ноября была принята в эксплуатацию очередная работа Белянкина – ДК УЗТМ, равного которому по величине не было тогда в Советском Союзе.
Архитектором знаменитого памятника воинам Уральского добровольческого танкового корпуса на Привокзальной площади (1960 год) также является Г.И. Белянкин (скульпторы В.М.Друзин и П.А.Сажин).
Вместо бывшего пустыря перед Окружным Домом офицеров было построено здание треста ГлавСредУралстроя и разбита площадь с цветомузыкальным фонтаном.
Автором этого ансамбля является архитектор А.М. Манжелевский. В своё время эта работа получила диплом на конкурсе.
Но всё названное далеко не всё. Много было построено и строится сейчас.
3. ТЕАТР, МУЗЫКА, КИНО
В 60 – 70-е годы XX века были постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР о выделении средств на развитие театрального и киноискусства. В это период выявились новые таланты в театральном и киноискусстве. Появились новые актёры и новые режиссёры. Они создавали новые фильмы, рассказывающие о прошлом и настоящем нашего народа.
Режиссёр С. Юткевич затрагивал тему о В.И. Ленине. У него было несколько работ: «Солдат с ружьём», «Ленин в Польше». В те годы стал известен так же режиссёр С. Бондарчук. Достаточно вспомнить его киноэпопею «Война и мир», где он сам снялся в роли Пьера Безухова. В роли князя Андрея Болконского снялся Вячеслав Тихонов, талантливы киноактёр.
Сергей Бондарчук снял такие фильмы на военную тему, как: «Они сражались за родину», где в главной роли Лопахина снялся писатель В. Шукшин, и «Судьба человека», который в 1960 году был удостоен Государственной премии СССР.
Известен в те годы и театральный режиссёр Олег Ефремов. Он долгое время являлся художественным руководителем МХАТа.
Руководителем театра «Современник» являлся прекрасный актёр театра и кино Олег Табаков. С уходом Олега Ефремова в 1970 году во МХАТ, Олег Табаков руководил «Современником» шесть с половиной лет. Он снимался в фильмах «Каштанка», «17 мгновений весны», «Несколько дней из жизни Обломова» и др.
В театре им. Вахтангова работали и работают много великолепных актёров, среди них артист театра и кино Михаил Ульянов. Он создал прекрасный образ полководца Георгия Жукова в киноэпопее режиссёра Ю. Озерова «Освобождение».
В Большом Театре СССР работали ведущими солистами Елена Образцова, Ирина Архипова и Борис Штоколов. Известно, что И. Архипова даже и не собиралась стать певицей. Она окончила архитектурный институт в Ташкенте. Не проработав и года, она поступила в Московскую государственную консерваторию, и вот она уже известна во всём мире. Борис Штоколов великолепно исполнял партии Бориса Годунова, Ивана Сусанина и др. За интересные концертные программы он был удостоен Государственной премии СССР за 1981 год.
Непревзойдённой исполнительницей роли царевны Лебедь в балете П.И. Чайковского «Лебединое озеро», Джульетты в балете С. Прокофьева «Ромео и Джульетта» стала заслуженная артистка СССР, лауреат Государственных премий СССР, герой социалистического труда Галина Уланова.
Талантливыми исполнителями музыки Бетховена, Шопена, Листа стали широко известные музыканты, такие как пианисты Святослав Рихтер и Эмиль Гилельс, скрипач Игорь Ойстрах и мн. другие.
На III международном конкурсе им. Чайковского первое место в исполнении обязательной программы занял скрипач Виктор Третьяков, а на VI одноимённом конкурсе, проходившем в 1978 году, первое место завоевал молодой пианист Михаил Плетнёв. Жюри особо отметило необычайную одарённость этого молодого исполнителя.
Широко известны мастера эстрады, такие как Алла Пугачёва, Владимир Высоцкий и мн. другие.
Двери филармоний и театров широко открыты для посетителей.
В СССР было создано много театров сатиры и юмора. Московским театром «Миниатюр» практически бессменно руководил знаменитый актёр Аркадий Райкин, а «Театр кукол» под руководством Сергея Образцова открыт как для взрослых, так и для детей. Весёлая постановка «Необыкновенный концерт» вот уже многие годы радует зрителей.
В 60-е годы продолжали работу и творили свои произведения композиторы С. Прокофьев, Д. Шостакович, А. Хачатурян, Д. Кабалевский. Ими написана масса произведений.
Широко известна опера Прокофьева «Война и мир». Им написаны также 7 балетов, среди них «Золушка» и «Ромео и Джульетта». Темой побочной партии первой части 7-й симфонии Прокофьева начиналась телевизионная программа «Время».
На весь мир известна опера «Катерина Измайлова» и 7-я «Ленинградская» симфония Шостаковича. Для него музыка была средством для беседы с людьми о самом важном.
Балеты Арама Хачатуряна «Гаяне» и «Спартак» часто ставятся на сценах театров страны.
Композитор Д. Кабалевский известен операми «Кола Брюньон» (по книге Ромена Роллана), «Семья Тараса». Им написано множество песен для детей («Наш край», «Девушка прощай» и др.). Им написан Реквием на слова Р. Рождественского, 4 симфонии и много других произведений. Дмитрий Кабалевский был известен так же и как активный пропагандист музыки. Последние годы жизни он работал простым преподавателем музыки в одной из московских школ.
К более молодому поколению той эпохи относятся такие композиторы как Лев Шапорин, Родион Щедрин, Александра Пахмутова и др. Кто не знает известную песню Щедрина «Не кочегары мы, не плотники» из кинофильма «Высота»? Родионом Щедриным сочинены так же 4 балета, самый известный из них – «Анна Каренина».
Александра Пахмутова известна как композитор песенник. Долгое время она работала с поэтами Добронравовым и Рождественским.
В 60 – 70-е годы были известны так же такие композиторы как Шаинский, Сорокин, Хренников. Все они – признанные мастера музыкального искусства.
Таким образом, период 40-х, 50-х и, в особенности период 60 – 70-х годов XX века ознаменовался мощным толчком вперёд в развитии социалистической культуры и мировой культуры вообще.
_______
Июнь 2013.
Казалось бы, об общечеловеческих ценностях написано очень много. Но автор романа "Она - цветок внутри своей одежды" избрал абсолютно новый, современный стиль изложения повествования - в виде интернет-диалогов. Это тот стиль, на котором построено общение людей в социальных сетях, тот стиль, который понятен абсолютному большинству пользователей Интернета. Книга написана по мотивам повести всемирно известного японского писателя Харуки Мураками "К югу от границы, на запад от солнца" и будет интересна всем, кому дороги такие непреходящие человеческие ценности как любовь, семья, воспитание детей, взаимопонимание и взаимоуважение.
Для общественности она была исполнительным секретарём генерального директора. За закрытыми дверями она была женой, которую он никогда официально не признавал. Дарья была счастлива, когда узнала, что беременна. Но радость сменилась ужасом, когда её муж, Ренат, увлёкся своей первой любовью. С тяжёлым сердцем она решила отпустить его и уехать. Когда они снова встретились, Ренат обратил внимание на выпирающий живот Дарьи. «Чьего ребёнка ты носишь?!» - воскликнул он. Но она лишь насмешливо ответила. «Это не твоё дело, мой дорогой бывший муж!»
Мы возненавидели друг друга с первого взгляда. Он нагрубил мне, а я в ответ написала на его машине ругательство, за что потом получила по попе. Наши стычки продолжались изо дня в день. Волкан – спасение для фирмы отца. Нам грозит банкротство. Чтобы спасти бизнес отца, я должна выйти замуж за этого высокомерного грубияна и впоследствии родить ему наследника.
Софии потребовалось целых три года, чтобы понять, что у её мужа Тимура нет сердца. Он был самым холодным и равнодушным человеком, которого она когда-либо встречала. Он никогда не улыбался ей, не говоря об отношении к ней как к жене. Ещё хуже ситуация стала, когда вернулась женщина, на которую он положил глаз, и Софии оставалось лишь подать на развод. Её сердце разрывалось. Надеясь, что у них ещё есть шанс наладить свой брак, она спросила: «Маленький вопрос, Тимур. Ты всё равно разведёшься со мной, если я скажу тебе, что беременна?» «Конечно!» – ответил он. Поняв, что она ничего для него не значит, София решила отпустить ситуацию. Она подписала соглашение о разводе, лежа на больничной койке с разбитым сердцем. Удивительно, но это был не конец для пары. После подписания соглашения о разводе с глаз Тимура как будто спали очки. Некогда бессердечный мужчина унижался у её постели и умолял: «София, я совершил большую ошибку. Пожалуйста, не разводись со мной. Я обещаю измениться». София слабо улыбнулась, не зная, что делать...
Для простой ассистентки написать генеральному директору среди ночи, чтобы попросить показать фильмы для взрослых, было смелым шагом. Виолетта, что неудивительно, не получила никаких фильмов. Однако генеральный директор ответил, что, хотя у него нет фильмов, которыми он мог бы поделиться, он может предложить живую демонстрацию. После ночи, наполненной страстью, Виолетта была уверена, что потеряет работу. Но вместо этого её босс предложил: «Выходи за меня замуж. Пожалуйста, подумай об этом». «Господин Бролов, вы ведь шутите?»
Она была всемирно известным врачом, генеральным директором коммерческой компании, самой грозной женщиной-наёмником и высококлассным техническим гением. Мария, титан с множеством тайных личностей, скрывала свой истинный статус, чтобы выйти замуж за, казалось бы, бедного молодого человека. Однако накануне свадьбы её жених, который на самом деле был потерянным наследником богатой династии, расторг помолвку и подверг её унижениям и насмешкам. Узнав о её скрытой личности, бывший жених был ошеломлён и отчаянно молил о прощении. Стоя перед Марией, невероятно влиятельный и грозный магнат заявил: «Это моя жена. Кто посмеет пойти против неё?»
Однажды ночью Регина, будучи пьяной, ввязалась в авантюру с крупной шишкой. Ей нужна была помощь Василия, а его привлекла её юная красота. В результате, как и предполагалось, роман на одну ночь перерос в нечто серьёзное. Всё было хорошо, пока Регина не обнаружила, что сердце Василия принадлежит другой женщине. Когда вернулась его первая любовь, он перестал приходить домой, оставляя Регину одну на целые ночи. Она терпела это до тех пор, пока однажды не получила чек и прощальную записку. Вопреки ожиданиям Василия, Регина с улыбкой прощалась с ним. «Было весело, Василий. Пусть наши пути никогда не пересекаются. Счастливой жизни». Но судьба распорядилась так, что их пути снова пересеклись. На этот раз рядом с Региной был другой мужчина. Глаза Василия горели от ревности. Он прошипел: «Какого чёрта ты ушла? Я думал, ты любила только меня!» «Ключевое слово – любила! – Регина откинула волосы назад и ответила: – В море полно рыбы, Василий. Кроме того, ты сам попросил о разрыве. Теперь, если ты хочешь встречаться со мной, тебе придётся подождать в очереди». На следующий день Регина получила кредитку с миллиардными суммами и кольцо с бриллиантом. Василий появился снова, опустился на одно колено и произнёс: «Можно мне встать в очередь, Регина? Я по-прежнему люблю тебя».